Реклама


стихи, сказки, пословицы и поговорки, рецепты и традиции

Всем хлеба! (стихотворение Алексея Жемчужникова)

Русский поэт сатирик и юморист, Алексей Михайлович Жемчужников родился в феврале 1821 года в дворянской семье. Он получил юридическое образование, закончив Училище правоведения в Санкт-Петербурге. Его карьера была довольно успешной. Сначала Алексей Михайлович был на службе в Сенате, затем был помощником статс-секретаря Государственного совета. Но в 1858 году ушел в отставку.

Первые публикации произведений Жемчужникова появились в 1850 году в различных журналах, в том числе в «Искре» и «Современнике». С 1859 по 1869 год в творческой жизни поэта и писателя наступило некое затишье. В 1863-1884 годах Алексей Михайлович жил в Европе. По возвращении в Россию он обратился вновь к творческой деятельности.

Последний годы своей жизни поэт провел в Тамбовской губернии в окружении родных. Алексей Михайлович Жемчужников ушел из жизни в 1908 году.

Рабочий люд едва не весь
На нашей родине — без хлеба.
«Хлеб наш насущный даждь нам днесь!»
Так он, голодный, молит небо.

О, братья! Хлеба — беднякам
В лихие дни нужды народной;
И хлеба умственного — нам,
Стоящим вне толпы голодной!

Утробной пищей сыты мы;
Но без духовного питанья
Ослабли тощие умы,
Бесплодны скудные познанья.

Хоть удается нам порой,
Пускаясь в хитрость и в обманы,
Прикрыть дешевой мишурой
Неблаговидные изъяны;

Хоть, искусившись в похвальбе,
Среди народов даже ныне
Мы поклоняемся себе,
Как между нечистью святыне,—

Но жизнь осветит темный путь
И правду горькую откроет,
Разоблачив когда-нибудь,
Чего гордыня наша стоит.

О, никогда и никому,
Кто льстит вам, братья, вы не верьте!
Без пищи умственной — уму
Грозит беда голодной смерти.

Всем хлеба! Хлеба — беднякам
В лихие дни нужды народной;
И хлеба умственного — нам,
Стоящим вне толпы голодной!

В стихотворении автор указывает на противопоставление физиологических потребностей и духовных. Именно характер потребностей, с точки зрения автора, определяет социальный статус человека. Тех, кто просто нуждается в пище он называет голодной толпой, однако это не негативная оценка, хотя фраза неприятная. Разберемся, почему. Лирического героя в большей степени беспокоит отсутствие пищи для ума, этому вопросу и посвящена основная часть произведения. При этом, лирический герой указывает на то, что умственная элита (те, кто стоит вне голодной толпы) могут недостаточно критично к себе относиться: «Мы поклоняемся себе». Он говорит о том, что элита собой гордится и принято хвалить друг друга (видимо за непринадлежность к голодной толпе): «искусившись в похвальбе», «Чего гордыня наша стоит». Таким образом, четверостишие, которым начинается и заканчивается стихотворение, содержит в себе саркастическое отношение к умственной элите, а вовсе не к беднякам.

(опубликовано 148 статей)    

Домашний хлеб

Небольшое стихотворение о домашнем хлебе.

Нищий (стихотворение М. Ю. Лермонтова)

В октябре 1814 года родился один из величайших поэтов России — Михаил…    Читать дальше

Суд Божий над Епископом (перевод баллады Р. Саути выполнен Василием Жуковским)

В 1783 году родился знаменитый русский поэт, критик и переводчик, один из…    Читать дальше

Текущее голосование:

Освящаете ли вы пасхальную корзину?

Результаты

Свежие статьи:

Лента комментариев